Мой фотоотчет отдыха на озере Байкал. Где летом можно купаться, ловить рыбу, побродить по тропам.

Байкальский окунь

Лето 2019 года подходит к концу, следовательно впереди целый год для планирования следующего отдыха. Почитайте мои советы активного, интересного путешествия на озеро Байкал. Я наглядно покажу где можно купаться, ловить рыбу, ходить по горам.

Едем на Байкал

Решение поехать на отдых всей семьей на машине на Байкал принималось спонтанно. Собрали вещи: одеяла, подушки, котелки, ложки-вилки, средства от комаров, теплую одежду, купальники. По последним долго спорили, все знают, что в Байкале вода холодная, выше +4 не поднимается. Но решили, что пригодятся.

Куда ехать- обсуждали по дороге. Единственным советчиком был друг, у которого на берегу озера жили родители и он знал там каждый камень и тропу. Сказал:”Звоните, ежели чего”. С тем и тронулись в путь.

Машина у нас была просторная, в ней укладывались спать. Ехали мы с востока и до побережья Байкала добрались за двое суток. По пути останавливались в придорожных кафе, обедали и ужинали. Завтраки делали сами.

Паром через Селенгу

Если смотреть на карту, то четко обозначены два берега Байкала: восточный и западный. Южную сторону огибает федеральная трасса и железнодорожный Транссиб.

Байкал на карте восточное побережье

Многие путешественники останавливаются у воды, выходят из машин и пытаются плескаться в прозрачном пресном “море”. Но вода ледяная, купаться невозможно.

По совету нашего друга мы двинулись вдоль восточного побережья на север. Наш путь пролегал через село Ильинка, в котором пришлось переплывать на пароме шумную, многоводную красавицу реку Селенгу.

село Ильинка паром через Селенгу

За паром заплатили 72 рубля. Переправились быстро, но было страшно. Бурное течение, дождь, серые тучи добавляли уверенности, что теплые вещи взяли не зря.

Паром через Селенгу

Страшные объявления на деревьях

Курс мы держали на город Горячинск. Там много озер. Наверно и рыбалка есть. Но первым оказался Гремячинск. Мы остановились и у местных жителей попытались выведать самые рыбные места. Увы, узнать ничего не удалось. Так, махали в сторону озера Котокель. Там, мол, и лещ, и щука. Мы двинулись по дороге на озеро. Но, почему то, берега были совершенно пусты. Странно. Мы ехали и ехали.

Показалась деревня. «Заедем, спросим» Но по дороге увидели какие то объявления на деревьях, остановились и прочитали: «Внимание! Рыбу из озера нельзя есть ни в каком виде! Гаффская болезнь!» Мы посмеялись от души: «Во, дают, местные! Как туристов отгоняют, чтобы не засоряли берега озера!»

Въехав в деревню, мы поразились пустоте. На улицах ни души. Некоторые дома заколочены. Тихо мы ползли по единственной улице и пытались найти людей. Деревня словно вымерла. Зато на окраине стоял старинный дом и колодец-журавель.

Старый колодец-журавль

Господи, это же сколько лет деревне? Зловещие объявления на деревьях и вымершая деревня ужасно нас напугала. Мы решили, что тут живут упыри и ночью они выходят на охоту и съедают туристов.

Запугивая себя страшилками, мы поскорее убрались восвояси. Муж, конечно, не хотел. Лещи были очень желанны. Но…страх оказался сильнее.

Старинный дом в деревне

Вся правда о гаффской болезни

Следующим городом на нашем пути оказался Турка. Здесь строят огромный порт. Вложены уже несметные миллиарды. Все в стекле и бетоне.

города на восточном побережье Байкала

Мы зашли в первый попавшийся магазинчик рыболовных снастей. Конечно же, стали спрашивать о местах рыбной ловли. Рассказали продавцу и о странной деревне. Она вздохнула: «Не вы одни говорите, что там жутко. После того что случилось…»

Мы навострили уши: «А что?» «Там люди умерли после употребления леща. Пять лет назад. А в том году китайцы сильно отравились. Гаффская болезнь»

ГАФФСКАЯ БОЛЕЗНЬ (юксовская болезнь, сартланская болезнь) — остропротекающее заболевание, спорадически возникающее среди хищных рыб, некоторых плотоядных животных и птиц, питающихся больной рыбой. Больная рыба токсична для людей.

Ну вот! И не верь после этого тому, что написано на заборе!

Еще, в магазинчике нам продали снасть, которая, как ее прорекламировали, ловит сама.

«Это "болдушка". С ней без рыбы не останетесь».

Курорт Горячинск

Мы отправились дальше в Горячинск.

Курорт "Горячинск", один из старейших в Забайкалье, известен уже более двухсот лет. Время открытия источника точно не известно и приурочено к 1753 году.

Основными природными лечебными факторами являются термальная (+54,5℃) кремнистая слабоминерализованная сульфатно-натриевая вода, которая используется для ванн, душей и орошений, грязелечение пресноводными сульфидными сапропелевыми лечебными грязями..

Дома стоят – один на одном. В центре – вход в курортную зону. Очень красивое место.

Курорт Горячинск

Примечателен он своими лечебными источниками. Они текут по территории города и никак не обустроены. Когда я засунула ногу в источник, то тут же ее выдернула. Кипяток! 50 градусов! Открыт этот курорт был на 50 лет раньше чем в знаменитые Минеральные воды.

Лечебная вода Горячинских источников

Вода по трубам идет в ванны санатория. Как я поняла, сюда приезжают все кому хочется подлечиться. Живут либо в санатории, либо на квартирах в городе, либо в палатках на берегу Байкала.

Вокруг источника все завязано синими шарфами. Откуда берется целебная вода? Конечно, духи создали!

Буряты вяжут синие ленты духам

Приходят к врачу: « У меня болит вот тута и вон тама» После дежурного вопроса об аллергии, врач назначает ванны, процедуры, обследования. Народ радостно бегает по назначениям, опроцедуривается, а потом также радостно идет в свои палатки и употребляет легкие спиртные напитки, измеряемые десятками литров.

До берега Байкала от курорта 1 км. Прогулка по сосновому бору идет на пользу отдыхающим. Перед озером полоса прекрасного белого песка. Я зашла в воду и не поверила своим ощущениям: вода теплая. А как же холодный, гордый Байкал? Народ купался и загорал. Но нам сказали: «Едьте в Максимиху, там лучше».

Дальше на север

Мы двинулись еще выше на север. Дорога по побережью очень хорошая. Лучше чем федералка. Движение оживленное. По берегам есть специальные места для отдыха. Они обозначены знаками Р. На месте, как правило, сделан стол со скамейками, а через дорогу стоят туалеты.

Место отдыха на берегу Байкала

Но, берег, все равно грязный. Вода в Баргузинском заливе зеленая. Мы ехали и ехали. Хотя мест для остановки было предостаточно. Вот наконец Максимиха. И куда дальше? Останавливаемся и спрашиваем у работяг-дорожников. Они советуют ехать в Чивыркуйский залив. «Тут всего 30 км до Усть-Баргузина, а там недалеко»

Опять ехать! Мы уже устали. Но муж решительно завел машину и двинулся. Он в «Охоте и рыбалке» слышал про те места, и решил, во чтобы то ни стало, хоть одним глазком, на них посмотреть.

Озеро Духовое

Еще одно озеро привлекло наше внимание своими размерами - Духовое. Остановившись на съезде к воде, мы увидели мутную воду и пену возле берега.

На берегу сматывал снасти крепкий бурят. Мы подошли поближе. В ведре плескались караси. Он рассказал нам, что находится в этих местах уже 2-й месяц. Ловит по горным речкам и озерам. Собирает травы. Заготавливает орехи и грибы. Также отправил нас дальше – на Чивыркуйский залив. А переночевать предложил тут. На озере. Правда, ночью слышны всякие вздохи, ахи. Но это сероводород. Сюда, говорит, экстрасенсы приезжают, заряжаться. Мы к воде подошли, попробовали зарядиться, а ночевать отказались: с нас было достаточно уже всяких байкальских аномалий.

Усть-Баргузин.

Большой поселок. Все строится. Дома. Много домов. Гостиницы и кафе. Мы подъехали к паромной переправе через реку Баргузин. Посчитали вперед истоящие машины. Мы – 42-е. Паром берет 6-7 авто. Времени до закрытия всего 1 час.

Паром через рек Баргузин

Но после закрытия официального, паромщики увеличили провозную плату с 40 до 200 рублей и перевезли всех желающих. Ночная переправа – это экстрим. Паром без бортов и заехать надо точно к краю. Я закрыла глаза и до финального толчка о другой берег не открывала.

Паром через реку Баргузин

После парома все машины со свистом уезжали в темноту. Они знали куда едут. Мы – не знали. Поэтому легли спать прямо возле переправы. Утром, проснувшись, первое, что мы поняли, что кафешки закончились. И нас больше никто не накормит. Еда откладывалась до неопределенного времени разбития табора.

Забайкальский заповедник

Наконец мы приехали к красивой заставе.

Въезд в Забайкальский заповедник

С нас взяли 600 руб. (350 за машину, 250 за людей). Снова сказали ехать в Чивыркуйский залив. Продали карту. Место, куда мы должны были приехать,называется полуостров Святой нос. А село Монахово. «Вы там накупаетесь, загорите и рыбы – вооо!!! Наловите, не сомневайтесь, там вся страна отдыхает, дорога, правда, плохая.»

Дорога от Усть-Баргузина до Монахово

Чивыркуйский залив

Дорога была не просто плохая, а ужасная. Мы плелись 20 км в час и просто уже надеялись, что будем вознаграждены за свое терпение. Впервые мы ехали за плату по такой дороге. По-прежнему, везде стояли туалеты и мусорные баки. Значит убирают.

Наконец мы завернули на дорогу в Чивыркуйский залив.

Чивырку́йский зали́в — второй по величине залив озера Байкал; находится в природоохранной зоне Забайкальского национального парка.

Площадь акватории — около 300 км². Длина залива с севера на юг — 28 км, ширина — от 6,1 до 14 км.

Расположен на восточном побережье Байкала между материком и полуостровом Святой Нос. Ширина входа в залив составляет 14 км. В северной части в залив впадает река Большой Чивыркуй, от которой залив и получил своё название. На юго-западе залив соединён протокой Исток с озером Арангатуй.

Залив мелководен — его глубина не превышает 10 метров. Благодаря этому он очень хорошо прогревается (до +24 °C. Это одна из самых высоких температур вод Байкала.

Чивыркуйский залив на озере Байкал

Мы увидели длинную прибрежную зону отдыха. На узкой полоске песка очень много разместилось много народа. Палатка на палатке. Даже был порыв вернуться обратно в Баргузинскй залив, где народу в разы меньше. Но, усталость и голод взяли свое. Мы нашли место, поставили палатку, сварганили поесть и начали осматриваться.

Заготовка рыбы в Чивыркуйском заливе

Рыба здесь по всей видимости была. Она висела на специально построенных сушилках. Но, нам сразу сказали, что без лодки тут делать нечего. Окунь ловится подальше от берега. Лодку мы не брали. Но у нас была волшебная снасть, купленную в Турке. Такого я, конечно, не ожидала. Рыба выпрыгивала из воды. Наша снасть ловила на пустые крючки сразу по 5 штук сорожек или плотвичек.

Плотва́ обыкнове́нная (плотва, тара́нь, во́бла,соро́га, бублица, плотица) (лат. Rutilus rutilus) — вид лучепёрых рыб из семейства карповых

Хотя сорога и была достаточно крупная, хотелось окуня.

Рыба сорога ловится на пустой крючок

Байкальский рай

А к вечеру рядом с нами поселилась семья из Читы, у них была небольшая надувная лодка. На наше предложение объединиться, они ответили радостным согласием и дело пошло. По очереди мы отплывали от берега и ловили окуней. Ни с чем не сравнить это чувство крупной рыбы на крючке!

Коптим байкальского окуня

Рыбу мы коптили и жарили. Кроме рыбалки, мы, собирая дрова, тут же собирали грибы и ягоды.

Погода стояла великолепная, мы купались в теплой, чистой воде, загорали, жарились и снова лезли в воду. Все, что нам обещали, было выполнено сполна.

Купаемся в Байкале

Чивыркуйский залив – это просто кусочек рая на Байкале. А эти вечера у костра! Полная луна, ветерок, крики чаек…Это невозможно описать! Я просто не могла поверить всему происходящему. Неужели это суровый Байкал? Народ, оказывается, сюда приезжает уже 20 лет. Солнечных дней здесь больше чем на Кавказе. Это просто поразительно!

Тропы

Над лагерем возвышалась красивая скала. На нее вела деревянная лестница.

Деревянная лестница на скалу

Мы забрались на вершину, и нам открылся просто великолепный вид сверху на залив.

Вид сверху на Чивыркуйский залив

Но тропинка уходила дальше вглубь леса и мы решили идти по ней. Шли долго. Отметины на деревьях показывали нам дорогу.

Неожиданно навстречу нам вывернули двое туристов. По характерным чертам я сразу определила: «О! Буряты идут!» Буряты нам улыбнулись и мы услышали: «Hello!»

Наш Коля, что то заподозрив, спросил: «Where you from?»

«Canada» - донеслось до нас уже издалека. Мы озадачено посмотрели друг на друга. Вот тебе и буряты. Иностранцы не сидят на таборах. Они с рюкзаками за спинами ходят по пешим маршрутам Байкала. Как потом выяснилось, мы пошли по маршруту, ведущему к Змеиному источнику. Когда сопка закончилась, и начался спуск, мы начали сомневаться, а стоит ли идти дальше? Мы все в шлепках, шортах. А тут тайга. Голосование прошло в пользу возвращения обратно.

Но тут…Потом мы долго хохотали, вспоминая этот эпизод.

Сзади нас послышались шаги и двое мужчин в таких же шлепках на босу ноги чинно прошествовали мимо нас. В руках они держали пакеты с печеньками и конфетами. «Дяденьки, а вы куда идете?» «В село Кутулик». «А что тут недалеко?» «Недалеко. Мы в магазин в Монахово ходили».

Мы уже вообразили себя крутыми путешественниками. А жители ходят магазин, через сопку, как здравствуй. Естественно, мы потопали за дяденьками.

Ходим по тропам байкальских сопок

Залив, скрытый от нас сопкой был мелкий, теплая вода и белый песок играли на ярком солнышке. Несколько домов и великолепный вид!

Деревня Кутулик

Обратная дорога в лагерь тоже стала очень неожиданной. Мы попросили местного владельца катера отвезти нас в залив. За плату в 500 рублей он согласился. Надел на нас жилеты спасательные и с ветерком! Сколько было детям радости! Нам тоже - по Байкалу на катере!

Катаемся на лодке по Чивыркуйскому заливу

Озеро Арангатуй - “детский сад” Байкала

Кстати, в заливе строго дежурит МЧС. Нельзя на лодке плыть без жилетов. Сразу штрафуют. Нельзя ставить сети. В этом году запретили промышленный лов окуня. Его просто вычерпывали бреднями. Ведь глубина залива всего 2 метра. За заливом сверху видно озеро Арангатуй. Название какое красивое! Вот там, говорят поймать можно все. Это место считается самым рыбным, так как нерестится вся рыба, которая есть в Байкале. Но попасть туда можно только на лодке с мотором и с навигатором. Иначе есть большая вероятность заблудиться.

Медведи - хозяева байкальской тайги

Тот пеший маршрут вел в Змеиный источник. Жаль, что мы не смогли до него дойти. 18 км мы бы не осилили без специальной подготовки. Там стоят деревянные ванны с горячей лечебной водой. И видны Ушканьи острова. На них живет байкальская нерпа.

Байкал Чивыркуйский залив

От пеших маршрутов нас отговаривали и наши соседи по лагерю, мотивируя это присутствием на Святом Носе медведей. Их насчитывали тут 140 особей. Интересно, а как же иностранцы ходят и не боятся? После канадцев мы встретили поляков, потом немцев. Одних на катере катали, другие с котомками за плечами собирались восходить на гору, с которой видны Баргузинский и Чивыркуйский заливы, и даже Ушканьи острова. Маршрут составляет 7 км. Говорят, он очень тяжелый.

Уезжаем домой

Уезжать очень не хотелось, но…Рыба уже не лезла в горло, ловили просто ради рыбалки: поймал-отпустил. Продукты заканчивались. Собрали вещи и – домой.

Собираемся уезжать с Байкала

Обратная дорога всегда короче. Города мелькали как в кино. Горячинск, Турка, Гремячинск. Вот и наши любимые кафешки с бурятской кухней. Бухлер и позы.

А еще в Бурятии полно всякого, что еще стоит посмотреть: «поющие» пески, волшебный камень, водопад, дацаны.

Если у вас есть желание, собирайтесь на следующее лето в июле. На поездку мы затратили 12 дней и 40 тыс. рублей. Количество положительных эмоций от приключений, красот и рыбалки не измерить ничем. Хочется обязательно вернуться.

Мы вернемся на Байкал

В комментариях напишите если вы были на Байкале свои отзывы о нем. Поделитесь моей статьей в своих соцсетях, прочитают ваши друзья и загорятся поездкой на Байкал.